Испытания моторных масел для коммерческой техники
Выбор смазочных материалов - один из наиболее ответственных моментов при эксплуатации коммерческой техники. В настоящее время на наших дорогах и в строительстве активно используется техника зарубежных производителей, а условия эксплуатации в России существенно более суровые, чем, скажем, в Европе или Америке. Климат, состояние дорожного покрытия, содержание серы в топливе и другие факторы не лучшим образом влияют на эксплуатационные характеристики техники.
С этим фактом связан рост применения высококачественных моторных масел для двигателей, изготовленных по стандартам Евро2 и Евро3. Приверженность потребителей ведущим торговым маркам при выборе моторных масел - не просто дань известному бренду. Как правило, производители - лидеры продаж, вот уже более века не сдающие свои позиции на рынке смазочных материалов, опираются в своих разработках на передовые технологии и инновации, что позволяет им создавать продукты высочайшего качества, с существенными эксплуатационными преимуществами.
Приведем в пример популярное масло для двигателей грузовых автомобилей, автобусов, строительной и сельскохозяйственной техники - Mobil Delvac 1 SHC 5W40 (производитель - компания ExxonMobil). Полностью синтетическое моторное масло последнего поколения, результат соединения запатентованной синтетической базы и сбалансированного пакета присадок, обладает следующими преимуществами:
- создано специально для продления жизни двигателя и увеличения времени межсервисных интервалов,
- увеличенная экономия топлива,
- отличные характеристики холодного пуска,
- улучшенные диспергирующие и моющие свойства,
- сохранение стабильных свойств вязкости при рабочих температурах двигателя.
Производитель данного масла, заявляя об улучшенных свойствах своего продукта, предоставляет подтверждающие факты, основанные на результатах многочисленных испытаний, проводимых в условиях реальной эксплуатации техники.
Одно из таких испытаний компания ExxonMobil провела совместно с ГУП «Мострансавто» (автоколонна 1417, подмосковная Коломна). Целью долговременных эксплуатационных испытаний было определение экономического эффекта от применения минерального масла Delvac MX SAE 15W40 и синтетического Mobil Delvac 1 SHC 5W40 на пассажирском транспорте.
При испытаниях применялось стандартное дизельное топливо. В качестве объекта сравнения использовалось применяемое в автоколонне масло, рекомендованное специалистами ООО «Evobus», с интервалом смены 15 000 км. Физико-химические параметры масла в процессе эксплуатации контролировали по методике непрерывного анализа Mobil Monitor.
В соответствии с данной методикой отбирали 3 - 4 пробы масла в течение срока службы масла в двигателе и анализировали по показателям, отражающим состояние масла в двигателе. Решение о сроке замены масла принималось по результатам экспертной оценки динамики изменения показателей физико-химического состояния масла. В качестве ключевого критерия при этом была принята динамика изменения:
1) вязкости масла (максимально допустимым считалось 15-процентное отклонение от вязкости свежего масла, залитого в двигатель);
2) общего щелочного числа (ОЩЧ) и кислотного числа (предельно допустимое снижение - 30% от ОЩЧ свежего масла, залитого в двигатель, но не ниже величины кислотного числа для той же пробы масла);
3) содержания частиц железа в масле (максимально допустимая величина 150 частиц на миллион, или 0,015%).
Кроме этого контролировали:
- расход топлива, масла и фильтров,
- продолжительность обслуживания автобусов в парке и работы на линии,
- затраты, связанные со сменой масла,
- среднюю дневную выручку автобуса.
В результате исследования на основании полученных данных были сделаны следующие объективные выводы.
Средний срок службы масла Delvac MX SAE 15W40 составил 22,5 - 25 тыс. км, Mobil Delvac 1 SHC 5W40 - 45 - 50 тыс. км. Синтетическое масло Mobil Delvac 1 SHC 5W40 показало более высокую способность энергосбережения по сравнению с минеральным Delvac MX SAE 15W40. при работе на синтетическом масле зафиксирована экономия топлива 1,1 - 1,5%.
Экономический эффект обусловлен несколькими факторами факторами:
- уменьшение потребления масла благодаря увеличению срока его службы в двигателе,
- уменьшение потребления масла вследствие его меньшей испаряемости (угара),
- уменьшение стоимости обслуживания и соответствующее сокращение продолжительности простоя в обслуживании.
Годовой экономический эффект в расчете на один автобус от применения масел Mobil Delvac достигает 11 306 рублей при работе на масле Mobil Delvac MX SAE 15W40 и 17 855 рублей при использовании Mobil Delvac 1 SHC 5W40.
Факторы |
Моторное масло |
|||||
---|---|---|---|---|---|---|
|
Применяемое в автоколонне |
Delvac MX SAE 15W40 |
Delvac 1 SHC 5W40 |
|||
|
затраты |
|
затраты |
экономия |
затраты |
экономия |
Увеличение интервалов смены масла |
11625 |
|
9750 |
1875 |
11625 |
0 |
Уменьшение угара масла |
8784 |
|
1862 |
6922 |
3809 |
4976 |
Сокращение простоя и эксплуатационных затрат |
14025 |
|
9350 |
4675 |
4675 |
9350 |
Уменьшение расхода топлива |
325308 |
|
327474,1 |
2166 |
321778,6 |
3529 |
Всего |
359742 |
|
348436 |
11306 |
341887 |
17855 |